Качество выполнение студентами самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы студентов. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна

В современных условиях изменения, происходящие в процессе обучения и подготовки специалистов предполагают разработку концепции самообразования.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  1. углублять, расширять профессиональные знания студентов и формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
  2. научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  3. развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  4. развивать познавательные способности будущих специалистов.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы - управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.
Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.

В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы:

  1. репродуктивный (тренировочный);
  2. реконструктивный;
  3. творческий.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

В ходе самостоятельных реконструктивных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, на этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования.

Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

  1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
  2. Обеспечение контроля над качеством выполнения самостоятельной работы (требования, консультации).
  3. Использование различных форм контроля.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы является соблюдение этапности в ее организации и проведении.

Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.
Первый этап – подготовительный, он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное её планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный, на этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно - деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля; взаимообмен и взаимопроверку.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Контроль самостоятельной работы может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

  1. подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
  2. реферирование статей, отдельных разделов монографий;
  3. изучение учебных пособий;
  4. выполнение контрольных работ;
  5. написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
  6. участие студентов в составлении тестов;
  7. выполнение исследовательских и творческих заданий;
  8. написание курсовых и дипломных работ;
  9. создание наглядных пособий по изучаемым темам.

2. Аудиторная самостоятельная работа , которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории целесообразно контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля знаний, опроса студентов.

На практических и семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может использовать различные формы изучения материала:

  1. Освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине;
  2. Закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
  3. Применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
  4. использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, (написание выпускной квалификационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы должны соответствовать имеющимся четырем образам обучения:

  1. Обучение как получение знаний.
  2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Он может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.
  3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.
  4. Обучение как развитие личности –это образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:

  1. Правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы;
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий;
  4. Организация контроля самостоятельной работы требует от преподавателя выполнения ряда методических рекомендаций.

Определяяобъем и содержание домашнего задания, необходимо учитывать, что успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов. Они могут быть логическим продолжением работ, выполненных на занятии. Положительный результат дают нестандартные формы организации домашней работы (внеурочной деятельности студентов: проведение тематических экскурсий, конференций, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий, кружковая работа)

Необходимо проводитьсмену видов деятельности студентов в ходе занятия через 15 - 20 минут, это гарантия сохранения внимания и работоспособности студентов (слуховое на зрительное восприятие, практические действия, записи, конспектирование, проведение опыта. В ходе подготовки занятия варианты последовательности элементов структуры и их набор могут быть различными. Отдельные элементы плана занятия могут быть многовариантными, ибо в разных группах план реализуется по-разному и обеспечивает индивидуальный подход к студентам.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.

Овладение технологией педагогического проектирования - важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.

Проектировать процесс - значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.

Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.

Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.

Важнейшим средством, обеспечивающим практическую направленность обучения, является самостоятельная работа студентов. Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Список литературы

  1. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980, 240 с
  3. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н.Сериков. - Иркутск, 1992. – 227 с.
  4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИКУМ УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СЕРВИСА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

«____»____________200_г.

по планированию и организации самостоятельной работы студентов

РАССМОТРЕНЫ

на заседании научно-методического совета

Протокол № ___

От «___» __________ 200_г.

Председатель_________

1. Общие положения

1.2. Самостоятельная работа проводится с целью:

Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

Углубления и расширения теоретических знаний;

Формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

Развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;

Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию самореализации;

Развития исследовательских умений.

Выделяют два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине :

Аудиторная;

Внеаудиторная.

1.3. Самостоятельная аудиторная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

1.4. Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам учебных дисциплин.

1.6. Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем самостоятельной внеаудиторной работы в целом, как по теоретическому обучению, так и по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки.

1.7. Объем времени, отведенный на самостоятельную внеаудиторную работу, находит отражение:

В рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

В рабочих программах учебных дисциплин с распределением ее по разделам и темам.

2. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы

2.1. При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением (далее – ОУ) определяется:

Общий объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);

Объем времени отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

Объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).

2.2. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, при планировании содержания самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем устанавливается содержание, объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, где предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, определяются формы и методы контроля результатов.

2.4. Распределение объема времени на самостоятельную внеаудиторную работу в режиме для студента не регламентируется расписанием.

2.5. Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы могут быть:

2.5.1. для овладения знаниями :

Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

Составление плана текста,

Графическое изображение структуры теста,

Конспектирование текста,

Работа со словарями и справочниками,

Работа с нормативными документами,

Учебно-исследовательская работа,

Ответы на контрольные вопросы;

Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.),

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции,

Подготовка рефератов, докладов; составление библиографии ; тестирование и др.;

2.5.3.для формирования умений:

Решение задач и упражнений по образцу,

Решение вариантных задач и упражнений,

Выполнение чертежей, схем,

Выполнение расчетно-графических работ,

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач,

Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности ,

4. Организация и руководство самостоятельной внеаудиторной работой студентов

4.1. При выдаче заданий на самостоятельную внеаудиторную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

4.2. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

4.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

4.4. Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Может осуществляться в пределах отведенного времени на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине,

Может проходить в письменной, устной или смешенной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

4.5. В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия , коллоквиумы , зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы , защита творческих работ и др.

4.6. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентами являются:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Сформированности общеучебных умений;

Обоснованность и четкость изложения ответа;

Оформление материала в соответствии с требованиями.

Во время выполнения студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени.

4. Уровни самостоятельной работы студентов

4.1. Следует выделить пять уровней самостоятельной работы студентов. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов.

Студенту предоставляется работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время.

Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.

4.2. Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.

4.2.1. Первый уровень самостоятельных работ – дословное и преобразующее воспроизведение информации.

4.2.2. Второй уровень – самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду.

Другая форма самостоятельных заданий этого уровня – составление тестовых заданий по предложенным правилам.

4.2.3. Третий уровень – реконструктивные самостоятельные работы: преобразование тестовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразования типовых задач.

Работы этого типа учат обобщать явления.

4.2.4. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.

4.2.5. Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.

5. Типы самостоятельной работы

5.1. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов можно выделить четыре типа самостоятельной работы .

5.1.1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль педагога в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы.

5.2. Реконструктивно-вариантные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познаванию.

5.3. Эвристические – формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студент сам определяет пути решения задачи и находит их.

5.4. Творческие – являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студентов.

Учись слушать и записывать лекцию:

1.Прими удобную позу.

2.Сосредоточься, внимательно слушай.

3.Познакомься с планом лекций, выдели основные вопросы темы.

3.Обрати внимание! Главные мысли выделяют голосом, сложные вопросы повторяют несколько раз.

5.Старайся представить услышанное.

6.Учись кратко излагать свои мысли.

7.Записывай быстро, пользуясь сокращениями.

8.Используя общие правила написания конспекта.

Учись задавать вопросы:

1.Прочитай абзац и постарайся задать вопрос студенту, преподавателю.

2.Из перечня вопросов выбери те, которые необходимы в данной ситуации.

3.Оцени, насколько правильно понято содержание материала, для этого придумай вопрос, направленный на уяснение материала.

4.Задай вопрос с целью устранения логических, фактических и других ошибок.

5.Задай вопрос с целью развития содержания материала.

7. Программа действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

7.1. Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов:

Изучение квалификационной характеристики специалиста;

Анализ учебного плана, Государственного образовательного стандарта;

Подготовка перечня умений (компетенций), которые должны быть сформулированы у студентов после изучения дисциплины;

Подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;

Разработка бланка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной деятельности;

Группировка задач в блоке заданий на семестр;

Определение качественно-количественных критериев выполнения задания;

Определения периодичности контроля;

Разработка вариантов контрольных работ;

Выработка системы информирования студентов об их достижениях;

Определение системы индивидуальной работы;

Внедрение модульной системы обучения с рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов.

Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические комплексы, содержащие:

Задача сложная, интенсивная, не новая, но с новыми проблемами:

Воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;

Развитие профессиональной деятельности преподавателя .

Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей.

Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-методическому самосовершенствованию преподавателей:

Постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами;

Накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов;

Вести методическую работу и методический обмен с коллегами;

Заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу , монографии, диссертации);

Использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для самостоятельной деятельности.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Совершенствование методики обучения предполагает внедрение в учебных процесс так называемых рабочих тетрадей, повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающий образовательный процесс задач.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

Характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

Исходным уровнем подготовленности аудитории;

Возрастными особенностями слушателей;

Условиями обучения;

Творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) в один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предполагает излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект – своеобразный трафарет лекций, содержащий новые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекций. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.

Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующее у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает актуальность и эстетичность качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; типография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

Совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

Развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

Воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализует дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в той же тетради):

Изобрази схематично….

Сделай соответствующие обозначения…

Воспроизведи схемы…

Обозначать основные элементы…

Выдели отличительные особенности…

Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной рабочей программой дисциплины.

Предполагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадь студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь – определенно к сильным.

Рабочая тетрадь – тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процессе анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

1. Самостоятельная работа студентов в системе их профессиональной

подготовки 7

2. Формирование у студентов навыков самостоятельной работы

над лекцией 14

3. Чтение как основное средство обучения 19

4. Методика и техника ведения записей прочитанного 21

5. Роль семинарских и практических занятий в формировании у студентов

навыков СР 24

6. Как развивать свою память 29

Самостоятельная работа студентов вуза в системе

Их профессиональной подготовки

Понятие самостоятельная работа студента.

Закономерности и принципы срс

Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе. Первые умения самостоятельной работы личность осваивает в школе, и результат обучения, конечно, зависит от уровня овладения этими умениями. Самостоятельная работа не сводится к одним домашним заданиям, к ней мы относим и такие виды занятий, которые проводятся в классе в присутствии учителя и под его руководством. В школе используются различные формы самостоятельной работы: работа с учебниками и первоисточниками; решение и выполнение упражнений, задач; графические задания; сочинения; лабораторные, практические и другие виды работ.

Школьник (и его учебная деятельность) в силу своего возраста, особенностей развития находится под контролем педагогов, учителей, родителей. Чем шире его познавательные интересы, чем устойчивее умения и навыки самостоятельной работы, тем выше его готовность к обучению в вузе.

Организация самостоятельной работы студентов сложнее, чем школьников.

В педагогической науке существуют различные подходы к определению самостоятельной работы.

И.Л. Наумченко рассматривает самостоятельную работу "как управляемый процесс, который служит главным образом целям обучения (усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовских программ) и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста" 1 .

Разошлись мнения ученых и относительно дидактической функции самостоятельной работы студентов. Одни считают СРС методом обучения, другие – приемом учения, третьи – формой организации творческой деятельности студентов. П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как "средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью" 2 . Он считает, что "самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения".

Мы склонны разделить мнение тех ученых (С.А. Зиновьев, А.В. Ососков и др.), которые рассматривают самостоятельную работу как компонент творческой познавательной практической деятельности студентов.

Г.Е. Ермилов оговаривает, что работа может считаться самостоятельной, если она включает в себя элементы обдумывания и осмысления студентом своей деятельности, ее результатов и выводов из нее 3 .

Л.Е. Кертман и Н.Н. Павлов основными критериями любой самостоятельной работы считают "единство познания и творчества" 4 . На этом основании, по их мнению, не может считаться самостоятельной работой конспектирование книг, сведенное к сокращенному изложению мыслей автора. Вот если студент, услышав на лекции свежую мысль, проявит к ней интерес, запишет в конспект, то в эти минуты он действует самостоятельно. Бесспорно, осмысливание знаний – основа самостоятельного труда студента. Однако нельзя недооценивать и все то, что способствует этому процессу, в том числе слушание, конспектирование лекций, первоисточников, чтение книг и т.д. Слушая, читая, записывая, студент приводит полученную информацию в систему: отбирает главное, анализирует, синтезирует, усваивает.

Результаты учебной деятельности зависят от уровня самостоятельной работы студента, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания.

Диалектика самостоятельного труда основана на взаимосвязи содержания вузовских программ подготовки специалиста и постепенном усложнении используемых студентом приемов и методов самостоятельной работы, что объективно ставит будущего специалиста перед необходимостью разрешения противоречий, с которыми он сталкивается в процессе познавательно-практической деятельности.

В системе вузовской подготовки организация самостоятельного учебного труда подчиняется определенным закономерностям, главными из которых являются:

Психолого-педагогическая обоснованность данного труда, предполагающая внутреннее стремление, морально-волевую готовность и желание студента выполнять его самостоятельно, без внешних побуждений;

Воспитывающий характер этого труда, заключающийся в формировании у студента научного мировоззрения, качеств социально активной, деятельной, современной личности;

Взаимосвязь самостоятельного учебного труда с учебно-воспитательным процессом, единство знаний и деятельности как главного средства познания.

Закономерности самостоятельного учебного труда реализуются в конкретных принципах этой деятельности. Под принципами понимаются исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельного учебного труда студентов, конечные цели которого, как известно, состоят в том, чтобы получить систему знаний в объеме программы вузовской подготовки специалиста, сформировать научное мировоззрение, приобрести качества социально активной и творческой личности.

К принципам самостоятельной учебной деятельности относятся:

Принцип научности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности, последовательности, преемственности в самостоятельной работе;

Принцип связи теории с практикой;

Принцип сознательности и активности;

Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда;

Принцип доступности и посильности самостоятельной работы;

Принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы.

Принцип прочности усвоения знаний;

Особенно хочется остановиться на принципах сознательности и активности, индивидуализации стиля работы, учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования. Эти принципы сегодня становятся ведущими и выдвигаются на первый план.

Принцип сознательности и активности самостоятельного учебного труда исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность – это прежде всего проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность усвоения не мыслятся без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям.

Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда студента предполагает опору на собственные свойства личности (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), а также на свои индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностями ее выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени. Этот принцип тесно связан с другим – учетом объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательно-практической деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной работы – важная и необходимая задача, решение которой позволит повысить культуру учебного труда студента.

Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академической дисциплины, содержания самостоятельной работы и др. показателей. Знание этих принципов, умелое их использование студентами в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой знаний и формированию качеств современного специалиста.

Большинство студентов отдают предпочтение различным формам самостоятельной работы и практическим занятиям, так как прочность и ценность знаний, полученных самостоятельно неоценимо. Самостоятельная работа представляет собой деятельность самих учеников, имеющую цель, задание, форму выражения и проверку результата. Студенты хотят и могут работать самостоятельно. Помочь им организовать и стимулировать данный вид деятельности - задача и обязанность педагога. Только преподаватель может учесть возраст студента, его личностные качества, равномерно распределить нагрузку на память и внимание студентов, помочь сформировать их интеллект, способности в послевузовском самообучении.

Понятие "самостоятельная работа" многогранно, и, несмотря на значительное количество педагогических исследований по проблемам самостоятельной работы студентов, единого подхода к сущности и содержанию этого дидактического процесса до настоящего времени нет. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово “самостоятельный”. В основном встречаются три значения этого понятия: - ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя; - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; - выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания. Профессор Пидкасистый П.И. считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством».

Изучение теоретических источников по вопросам определения различных видов и типов самостоятельной работы подводит к выводу об их широком разнообразии. Многообразие и частое взаимопроникновение видов и типов самостоятельной работы порождают неясность в вопросе выбора основы их классификации. Методы, приемы, способы и средства самостоятельной работы не всегда являются постоянными. Они могут изменяться и усложняться соответственно преемственному усложнению организационных форм и методов, что в свою очередь зависит от индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучаемых. Самостоятельные задания должны, в первую очередь, создавать необходимые условия для формирования у студента потребности в получении знаний, ускорять процесс их усвоения, побуждать его осознать путь собственного движения от незнания к знанию.

Исходная задача самостоятельной работы должна нести в себе частицу конечной цели обучения. Наличие этого элемента во всех типах самостоятельных заданий создает необходимые условия для органического сочетания воспроизводимых и творческих познавательных действий обучающегося в процессе самостоятельной деятельности, а, следовательно, и условия постепенного изменения мотивационной сферы учения -- от внешней стимуляции к глубокой внутренней мотивации, выраженной в удовлетворенности обучаемого самим процессом познания. В результате, знания, умения, навыки, получаемые в ходе выполнения самостоятельной работы, познавательный опыт, приобретают действенный, гибкий характер, что в практическом отношении приводит к оптимизации умственной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа является средством формирования такой важной черты личности, как самостоятельность, формой организации познавательной деятельности студентов, требующей проявления активности, самостоятельности мышления, творчества, настойчивости и инициативы при выполнении поставленной задачи.

На разных стадиях самостоятельной работы студентов, их самостоятельность проявляется по-разному, проходя путь от простого воспроизведения, подражания, к творчеству. Она зарождается, развивается и усложняется по мере роста сложности выполняемых заданий. Внешними признаками проявления самостоятельности студентов являются планирование ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения; выполнение учебных заданий и работа на образцах вооружения и техники без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя; самостоятельное выполнение профессиональных обязанностей в ходе тренингов, игр, физической подготовки.

Эффективность самостоятельной работы обучающегося по различным дисциплинам зависит в первую очередь от его личностных качеств, дисциплинированности, мотивационных установок, психических качеств, таких как память, внимание, волевые качества и других, но одним из главных условий продуктивной самостоятельной работы является сформированность и развитость умений и навыков самостоятельного учебного труда.

Сущность самостоятельной работы обучающихся и роль преподавателя в ее организационном и управленческом так же трактуется различными авторами по-разному. Исследователи главными считают различные структурные звенья самостоятельной работы учащихся, следовательно, по-разному формулируют ее признаки, считая наиболее важным один и опуская другой. Суммируя различные точки зрения, можно указать основные сущностные признаки самостоятельной работы студентов образовательных учреждений:

  • * Внешние. Включают в себя наличие учебно-познавательной или практической задачи, выступающей в виде учебной или иной комплексной проблемы, решение которой способствует развитию студента как личности. Эта задача должна побуждать его к самостоятельной умственной и практической работе, требовать напряжения духовных и физических сил, а также планирования учащимися своей работы, подготовку рабочего места, выполнение заданий без подробного вводного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. При этом роль последнего видится только через призму организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий.
  • * Внутренние. Выражаются в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними учебно-познавательных и практических задач, проходя при этом все уровни самостоятельности от воспроизведения задания по образцу до частично- поисковой и даже творческой исследовательской работы. Причем сама самостоятельная работа студентов претерпевает качественные изменения и поступательно развивается. Включает в себя проведение учащимися самоконтроля, самоанализа, самокорректировки и усовершенствования результатов выполненных ими самостоятельных работ.

Самостоятельная работа, как часть целостного педагогического процесса, выступает в своем двуедином качестве, внешняя форма которого -- учебное задание, а внутренняя (содержание) -- познавательная или другая учебная задача и самостоятельная деятельность студентов при ее решении. Здесь просматривается диалектическое единство, подобное тому, которое существует для философских категорий содержание и форма, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов. По отношению к преподавателю самостоятельная работа -- это и метод обучения, и средство обучения, и форма взаимосвязанной деятельности. По отношению к студентам самостоятельная работа - это и метод учения, то есть способ познавательной деятельности обучаемых, и форма учебно-познавательной деятельности, и сама учебно-познавательная деятельность. Самостоятельная работа студентов образовательных учреждений -- это вся их мыслительная и практическая деятельность по решению познавательных и практических задач. Имеющая целью подготовку к самостоятельному выполнению будущих профессиональных задач, возникающих перед современными специалистами, осуществляемая во всех формах учебного процесса, в ходе, которой обучаемые проявляют сознательность, самостоятельность и активность.

Содержание самостоятельной работы студентов включает совокупность обоснованных целей и задач, решаемых студентами в процессе самостоятельного учебного труда по различным учебным дисциплинам, плановых позиций последовательности их содержательной индивидуальной реализации, научно-обоснованного выбора личностно-ориентированных методов и средств самостоятельной деятельности. Основных этапов реализации программных установок студентов по самостоятельной работе при непосредственном, специально организованном целенаправленном скоординированном совместном участии руководителей кафедр, деканатов, сотрудников учебного и научного отделов, профессорско-преподавательского состава. Сотрудников учебных подразделений, других субъектов учебно-воспитательного процесса по педагогическому руководству самостоятельной работой на всех этапах, обеспечивающем создание предпосылок для развития и саморазвития личности студента.

Самостоятельная работа студентов выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • · Развивающая - повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов;
  • · Информационно-обучающая - учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;
  • · Ориентирующая и стимулирующая - процессу обучения придается профессиональное ускорение
  • · Воспитывающая - формируются и развиваются профессиональные качества специалиста;
  • · Исследовательская - студенты выходят на новый уровень профессионально-творческого мышления.

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

  • ? систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • ? углубления и расширения теоретических знаний;
  • ? формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • ? развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • ? формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • ? развития исследовательских умений.

Студентами практикуется два вида самостоятельной работы:

  • - аудиторная;
  • - внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  • - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической литературы); составления плана текста; графическое изображение структуры текста, графическое изображение последовательности выполнения графической работы, выполнение графических работ; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, Интернета и др.
  • - для закрепления систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработки текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем; изучение ГОСТов; ответы на контрольные вопросы; тестирование, выполнение упражнений и графических работ.
  • - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Существуют следующие виды контроля:

  • - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
  • - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
  • - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
  • - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
  • - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
  • - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В заключение можно отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы студентов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ

В условиях становления новой парадигмы в отрасли образования для реализации активности педагога и его инновационной деятельности существуют определенные возможности. Инновации присуще любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и коллективов. Инновационная деятельность в отрасли образования изучается отдельной отраслью педагогики. Главный субъект такой деятельности – преподаватель. Он, как профессионал, не только ориентируется в образовательных инновациях и применяет их в работе, владеет разными технологиями преподавания своей дисциплины, но и способен как творческая личность к самореализации в деятельности и самостоятельному инновационному поиску. Вместе с тем, по данным теоретико-экспериментальных исследований большинство преподавателей затрудняются во внедрении педагогических инноваций. Совершенная педагогическая практика – это превалирование традиционных форм обучения, недооценка делового общения студентов с преподавателями, недостаточное использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий. Вследствие этого возникает разрыв между теоретическими знаниями студентов и готовностью их к использованию на практике. В современной образовательной организации применяются разнообразные методики, технологии, формы организации учебной деятельности, в частности, традиционные (пассивные, активные) и инновационные (интерактивные) методики.

В пассивных методиках обучающийся выступает в роли объекта обучения, он должен освоить и воспроизвести материал, предложенный ему преподавателем, который является главным источником знаний (иногда эти методики называют репродуктивными). Приоритетной является деятельность педагога, т.е. преподавание. Доминирующие информационные виды учебной деятельности, связанные с механической передачей и усвоением знаний, должны быть подчинены и включены в продуктивные творческие виды деятельности.

Во время использования активных методик обучающийся в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Такие методики сейчас занимают значимое место на практических и лабораторных занятиях, в самостоятельной работе обучающихся.

Инновационные технологии обучения могут поставить студента в позицию режиссера, либо учителя, либо консультанта, организатора деятельности. Чем разнообразнее позиция, тем полноценнее развивается личность студента. Его умственная деятельность приобретает системный характер, формируется гибкость мышления и действия, обусловленная содержанием интерактивных методов обучения. Слово «Интерактив» имеет происхождение от английского «inter -act », «inter » – взаимная, «act » - деятельность.

Интерактивный – означает свойство взаимодействия или перестройки в режиме беседы, диалога (например, с компьютером или человеком). То есть, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, специальная форма организации познавательной деятельности, в процессе которой достигаются определенные конкретные и прогнозируемые результаты.

Одной из целей «Интерактива» является создание таких комфортных условий обучения, при которых студент обучается успешно. Именно через интерактивное обучение реализуется современная тенденция в образовании до уменьшения обязательной аудиторной нагрузки и увеличения объема самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Такой подход предусматривает регламентацию самостоятельной деятельности студентов по каждой теме, индивидуализацию учебного процесса, обучение умениям и навыкам самостоятельной работы.

Пути эффективной организации самостоятельной работы студентов:

1. Формирование стойкой позитивной мотивации самообразования и

самосовершенствования.

2. Точное планирование с учетом норм времени, содержания, объема и видов

самостоятельной работы.

учебных дисциплин.

4. Обучение студентов навыкам самостоятельной работы.

Самыми распространенными при изучении учебных дисциплин являются такие внеаудиторные виды самостоятельной работы, которые определяются конечной целью обучения: закрепление и углубление материала, который изучался на аудиторных занятиях; самостоятельное изучение отдельных тем и разделов дисциплин; подготовка к следующим аудиторным занятиям. Определенные виды самостоятельных работ над учебным материалом, выступая процессом усвоения знаний, умений и навыков, осуществляются через систему этапов: восприятие, понимание, осмысление, закрепление, применение. Доминирующий этап или процесс напрямую влияет на выбор содержания, методов и форм организации обучения, определяя характер дидактического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения. Осуществляя в ходе данного взаимодействия ориентацию студентов на самостоятельную деятельность, преподаватель постепенно уменьшает свою помощь в выполнении учебных заданий. К самостоятельной работе как особенной учебной деятельности необходимо вести студентов постепенно.

Уровень самостоятельной работы определяется педагогически оправданным соединением управления учебной деятельностью со стороны преподавателя и самостоятельной деятельностью студентов.

Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется через определение по учебному плану количества и форм организации проведения занятий. Потом по учебной программе определяется ее содержание; составляются сроки проведения. Содержание и виды самостоятельной работы устанавливаются путем выявления взаимосвязи понятий, знаний, умений и навыков в пределах дисциплины, а также главных тем, изучение которых определяет знание дисциплины в целом. Выбор содержания части программного материала, который выносится на самостоятельное изучение, осуществляется с учетом сложности темы, степени освещения материала в учебнике, невозможности его изучения во время аудиторных занятий, а также уровня познавательной самостоятельности, на котором должен быть освоен этот материал.

Самостоятельная работа по специальным дисциплинам невозможна без соответствующей наглядности и обеспечения обучающихся методическими рекомендациями, которые необходимы во время подготовки к разным видам аудиторных занятий. Обучающийся должен получить методические рекомендации и устные объяснения специфики работы по самостоятельной подготовке к следующим аудиторным занятиям.

В методических разработках конкретно определяется название темы следующего занятия, детально определяется цель подготовки к нему, дается перечень основной и дополнительной литературы, рассматривается методика самостоятельной работы по подготовке к следующему аудиторному занятию, предлагаются вопросы для самоконтроля студентов, даются индивидуальные длительные и кратковременные домашние задания и предлагается методика их исполнения. Кроме того, в методическую разработку могут быть включены задания для повторения учебного материала, расчетно-графические и аналитические задачи. Такое методическое обеспечение содействует развитию самостоятельности обучающихся.

Особенности дидактического взаимодействия преподавателя и студентов раскрываются в процессе организации самостоятельной подготовки к аудиторным занятиям: лекции, лабораторные и практические. Основная задача преподавателя – овладение инновационными педагогическими технологиями, которые предусматривают изменение репродуктивной деятельности студентов на активную и интерактивную.

Цель подготовки обучающихся к лекции – формирование интереса к дисциплине через взаимодействие нового материала с имеющимся запасом знаний.

Важно научить студентов перед новой лекцией обращаться к пересмотру предыдущего материала. В конце занятия преподаватель называет студентам тему, план и рекомендуемую литературу к следующей лекции.

В ходе подготовки к активному слушанию лекции обучающиеся могут составлять такие виды плана прочитанного:

1. Предметный или логический план в форме перечня основных вопросов по

тексту учебника.

2. Тематический (сводный) план на основании изученных

нескольких литературных источников по теме во время подготовки к

лекции.

3. План-конспект состоит из плана темы и письменного изложения с

доказательствами, пометками на основании определения связи между

основными частями прочитанного.

Такая опережающая самостоятельная подготовка обучающихся позволяет проводить лекционные занятия на уровне проблемного обобщения, больше внимания уделять сложным вопросам, их обсуждению, более широкому использованию средств наглядности, активизации учебной деятельности студентов, их включению не только в восприятие, но и в осмысление нового материала. Кроме того, раскрываются широкие возможности для обеспечения на лекции обратной связи, что было бы невозможным без предварительной самостоятельной работы.

Современная лекция не может служить только формой передачи студентам научно-теоретической информации через призму субъективного опыта преподавателя.

С целью формирования интереса к дисциплине, преподаватели должны использовать такие методические приемы формирования самостоятельного творческого мышления:

1. Лекции с элементами беседы, во время которых один из вопросов вместо

преподавателя освещает обучающийся, который заблаговременно

индивидуально подготовился под руководством преподавателя.

2. Проблемное, а в отдельных случаях концептуально-аналитическое

изложение лекции с вовлечением в ее подготовку обучающихся (по

проблемным и многовариативным вопросам).

Однако такая методика лекционного занятия становится возможной только после ответственной упреждающей самоподготовки студентов с тесной увязкой теории с конкретными жизненными ситуациями.

Углублению изучения научно-теоретических учебных дисциплин и овладению современными методами экспериментирования с применением технических средств содействуют такие аудиторные формы работы, как лабораторные и практические занятия. Определены следующие недочеты, которые имеют место быть у некоторых обучающихся: недостаточно развита устная речь, неумение производить анализ, систематизацию и обобщение теоретического материала, использовать первоисточники, распределять свои силы и время.

Для того, чтобы предупредить эти недостатки, необходимо помочь студентам во время подготовки к лабораторным работам – обучить их рационально организовывать и выполнять учебную деятельность. Основой для подготовки к лабораторным занятиям являются планы и методические разработки занятий. Их содержание определяет круг вопросов для изучения основной и дополнительной литературы, а также методические пособия, предназначенные в помощь обучающимся доя организации индивидуальной работы во время самоподготовки.

Самостоятельная подготовка к лабораторным занятиям включает такие задания:

1. Профессионализация учебного материала, которая предусматривает

подготовку студентов к каждому занятию с учетом будущих

профессиональных интересов.

2. Самостоятельное и сознательное планирование: определение темы

следующего занятия, изучение содержания плана, оценивание объема

работы.

3. Повторение полученных знаний по теме: сначала вспомнить содержание

записей в конспекте лекций, а потом по учебнику (пособию) уточнить

4. Овладение методикой проведения опытов и экспериментов, которые

входят в содержание лабораторной работы, путем краткого изложения в

рабочей тетради поставленной перед обучающимися задачи.

5. Углубление знаний по теме через ознакомление с рекомендуемой

литературой, указанной в плане: сначала основной, потом дополнительной

с выполнением рабочих записей по каждому пункту плана, непонятных

вопросов, терминов и понятий.

6. Составление развернутого плана отчета в соответствии с особенностями

каждого вида лабораторной работы.

В зависимости от места темы в учебном процессе, подготовка обучающихся к лабораторной работе может выполнять функцию углубления и конкретизации знаний, полученных на лекции, или опережающего усвоения информации, которая обеспечивает возможности раскрытия темы следующей лекции на уровне проблемного, концептуально-аналитического обобщения с обеспечением обратной связи во время лекции. Здесь важно, чтобы студенты проработали литературу, ответили на контрольные вопросы. К каждой контрольной работе необходимо иметь методические рекомендации, в которых, кроме темы, цели, рабочего задания, плана выполнения хода работы, необходимо также указать конкретные теоретические вопросы, которые необходимо проработать во время самоподготовки. В отдельных случаях методические рекомендации дополняют краткими теоретическими консультациями во время аудиторных занятий. Они не должны подменять пособия, а дополнять их, помочь в подготовке обучающихся к работе над решением запланированных в содержании лабораторной работы практических заданий. Особое значение при этом имеет систематический контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов. Только успешно освоив теоретический материал, обучающийся получает допуск к выполнению лабораторных заданий.

Оценка подготовительной работы проводится по принятой системе оценки знаний и умений. Этот этап проводится методами: беседы, устного опроса, простого или программного тестирования.

Такая форма подготовки к лабораторным занятиям не только повышает эффективность самостоятельной работы, но и стимулирует студентов систематически готовиться к занятиям по изучению дисциплин и работы над собой.

Цель аудиторной формы организации обучения – практических занятий – формирование познавательной активности, самостоятельности обучающихся, умения выслушивать других, выражать и аргументировать свои мысли, развивать мышление, язык, содействовать формированию специальных практических умений и навыков. Успех проведения практических занятий зависит от их подготовки.

Основные задачи самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям:

1. Ознакомление с планом занятия – распределение заданий и вопросов для

самостоятельного изучения со списком основной и дополнительной

литературы.

2. Определение алгоритма построения беседы, доклада, сообщения,

выполнения практических работ.

3. Закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции.

4. Связь теоретических вопросов для самостоятельного изучения из

конкретными ситуациями и примерами из жизни, практики

профессиональной деятельности.

5. Осуществление индивидуальных консультаций во время подготовки к

практическому занятию по формированию умений самостоятельно

работать с основной и дополнительной литературой (выписки из книг,

составление планов, простых и сложных тезисов, конспектов, аннотаций,

рецензий, рефератов).

6. Вооружение знаниями о способах выполнения специальных трудовых

процессов и действий.

Современный специалист должен уметь работать самостоятельно сам и организовывать на такую работу других. Поэтому специалист, который не занимается самообразованием и остановился на достигнутом, не обеспечит соответствующее современным требованиям качество и продуктивность труда. Исходя из этого, самостоятельная работа обучающегося во время подготовки к аудиторным занятиям должна быть направлена на формирование будущего специалиста. В этом плане эффективными являются практические занятия.

Если обучающиеся на практическом занятии осваивают материал, основу которого составляет изученное в школе, то часть учебного материала темы предлагается на самостоятельную проработку во время подготовки к занятиям. Дальнейшим шагом может стать задание самостоятельно освоить следующую тему. А на следующем практическом занятии будут выполняться практические упражнения, которые закрепят проработанный обучающимися материал. Подготовительная самостоятельная работа максимально приближает студентов к будущей профессии. Зная тему следующего практического занятия, отдельные студенты получают индивидуальные задания подобрать содержательные упражнения, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности.

Как правило, обучающиеся осознают, в какой степени задания индивидуального характера необходимы для будущей профессиональной деятельности. Учитывая этот мотивационный момент, преподаватель должен так организовать самостоятельную подготовку студентов к практическим занятиям, чтобы все они, с учетом их индивидуальных возможностей, были заняты посильным творческим трудом, поиском правильных и точных решений.

Выполняя во время подготовки к практическому занятию два задания (общее, которое является одинаковым для всех студентов, и индивидуальное), обучающийся, с одной стороны имеет возможность для учебного взаимодействия с другими студентами, а с другой – полностью самостоятельно готовиться к следующему занятию.

Для преподавателя такие индивидуальные задания служат средством дифференциации учебной деятельности студентов с разным уровнем учебных возможностей.

Традиционно готовясь к практическим занятиям, студент повторяет материал лекций и конспектирует основную литературу. Введение проблемных заданий по теме данного занятия заставляет его прорабатывать материал более глубоко, систематизировано и в полном объеме.

Четкое уяснение студентом основных вопросов темы будущего практического занятия создает условия для фиксации на них внимания в процессе чтения литературы, которую рекомендовал преподаватель.

Во время планирования практических занятий по обобщающим темам эффективным является выбор нетрадиционных форм их проведения. К ним следует отнести практические занятия в форме интеллектуальных игр типа пресс-конференций, «КВН», « Круглых столов», «Что? Где? Когда?». Планирование занятий в таких формах требует особенной организации самостоятельной подготовки студентов к их проведению. Кроме специальной наглядности, целесообразно использовать кроссворды, чайнворды, шарады, загадки, составленные самими студентами во время самостоятельной подготовки к занятиям.

Широко практикуется такая форма контроля за самостоятельной подготовкой обучающихся как консультации. Во время их проведения студенты имеют возможность испытать свои знания в прямом диалоге с преподавателем, отчитаться о ходе выполнения заданий по подготовке к практическим аудиторным занятиям. Собеседование дает возможность во время дидактического взаимодействия преподавателя и студента выявить не только сильные, но и слабые места в самостоятельной подготовке последнего.

Кроме контроля, осуществляемого преподавателем на консультации или практическом занятии, целесообразно применять взаимный перекрестный контроль подготовленности студента. Этот педагогический прием стимулирует психологическую активность обучающихся во время изучения дисциплины.

Если проведение практических занятий практикуется при помощи компьютерной техники, в которую закладываются программы-практикумы по темам учебных дисциплин, то с целью контроля качества подготовки к занятиям, обучающиеся работают с контролирующими программами.

Контролирующие программы можно использовать во время консультаций, во время занятий по самоподготовке или в начале занятия.

Опыт показывает, что предложенные организация и методика самостоятельной работы обучающихся содействуют интенсификации учебного процесса, глубокому изучению и систематизации работы над учебным материалом, развитию творческой активности и подготовке будущего специалиста к практической работе по направлению квалификации.

Гребенникова Л.В.

старший методист Бахчисарайского

колледжа строительства, архитектуры

и дизайна «Крымского федерального

университета имени В.И. Вернадского»